«Открой для себя свою Европу!»
Открытый конкурс для студентов МПГУ
Московский педагогический государственный университет в 2015 году был удостоен гранта Эразмус+ с поддержкой Европейского Союза для выполнения проекта Жан Моннe под названием «Визуализация европейских идей: Интерактивные методики преподавания для средних и профессиональных школ». В рамках проекта объявляется открытый конкурс для студентов МПГУ «Открой для себя свою Европу!».
Имя Жана Монне (Jean Monnet 1888–1979, французский государственный деятель), в честь которого назван целый ряд образовательных программ и конкурсов в рамках Эразмус+ (https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/actions/jean-monnet_en), навсегда связано с процессом становления Европейского Союза, и его часто называют «отцом Европы». Будучи ещё 16-летним юношей, он поехал в Лондон изучать английский язык и набирать опыт для профессиональной деятельности. Его отец, успешный торговец из города Коньяк, снабдил юношу весьма интересным напутствием: «Не бери с собой книги. Никто не сможет думать, размышлять вместо тебя. Ходи с открытыми глазами и общайся с людьми!» (http://jean-monnet.ch/en/1888-1914-the-formative-years/)
Подготавливая наш проект «Жан Монне» для школьников примерно такого же возраста, как был в то время будущий архитектор объединенной Европы, мы невольно время от времени возвращались к словам его отца, старшего Монне. И в такт его словам, мы бы сформулировали основную цель, основной «слоган» проекта: «Открой для себя свою Европу, составь своё собственное мнение, опиши её так, как тебе она видится!»
Вот с такой, на первый взгляд, простой и приятной «задачей» мы обращаемся к вам, нашим студентам. Вы, будущие преподаватели, убедительнее всего сможете «напутствовать» своих будущих учеников в открытии европейских идей и ценностей, осмыслить и сформулировать их по-своему, своими словами, своими образами. По примеру отца Жан Монне, мы тоже не советуем брать с собой книги, потому что – в рамках предложенного проекта – мы их с вами сделаем вместе. Их будет три:
Вот такие у нас амбициозные планы. А чтобы их осуществить, мы приглашаем вас принять участие в конкурсе для того, чтобы стать одним из членов студенческой проектной группы.
Конкурсные задачи
В конкурсе может участвовать любой студент МПГУ, который проходил любую педагогическую практику в старших классах общеобразовательных школ или профессиональных колледжах. Конкурс объявляется в трёх категориях:
«Мой любимый европейский фильм»;
«Моя любимая европейская книга»;
«Мой любимый европейский художник или дизайнер»;
«Мой любимый европейский город».
Современная система образования в Евросоюзе;
История становления и основные принципы Евросоюза.
Объём статьи: мин. 3000 знаков – макс. 5000 знаков (включая пробелы).
Срок и процесс подачи конкурсных работ
Конкурсные работы необходимо подать до 24.00 московского времени 19 июня 2016 года либо через электронную систему http://erasmusplus.rias.su/, либо прислать по электронной почте: riasmggu888@gmail.com.
Просим участников приложить следующие данные:
Ф.И.О. заявителя;
Электронный и почтовый адрес;
Контактный телефон;
Название факультета и отделения, где вы учитесь;
Где и когда вы проходили педагогическую практику;
Ф.И.О. и электронный адрес преподавателя, у которого можно получить рекомендацию;
Язык конкурса: русский, но можно прислать работу и на английском языке. Те, кто подаёт конкурсную работу, должны подписать заявление о намерении выполнить все проектные задачи в период 1 июля 2016 г. – 28 февраля 2017 г. при случае отбора в проектную группу (перечень задач и календарный план см. ниже).
Конкурсные работы будет рассматривать комиссия, в которую входят профессора и преподаватели МПГУ. Они отбирают лучшие эссе, статьи и фотоэссе, авторы которых будут приглашены на неформальное собеседование. После этого будет сформирована проектная группа, в которую войдут 12 студентов МПГУ, и которые 4–11 июля 2016 г. уже смогут принять участие в «Креативной мастерской Жан Монне». Эта летняя школа будет проводиться в подмосковном поселке Заветы Ильича, на базе загородного кампуса МПГУ.
Разумеется, вне зависимости от участия в данном конкурсе, и от его результатов, все желающие могут посещать мероприятия проекта Жан Монне, о которых будет сообщаться также на сайте МПГУ и ИПИ. Все участники проекта получат сертификат «Жан Монне».
Почему стоит участвовать в конкурсе?
- Вы наберёте уникальный опыт участия в международном конкурсе и работы в европейском проекте, а это предоставит Вам дальнейшие возможности для присоединения к акциям Евросоюза в рамках Эразмус+.
- Вы сможете общаться со своими сверстниками из стран Евросоюза лично или в рамках «видео-мастерских».
- Вы получите информацию непосредственно от экспертов по ЕС, можете им задавать любые вопросы, и обсудить с ними актуальные проблемы в Европе.
- Вы примете участие в разработке уникального «учебного пакета» для старшеклассников и преподавателей.
- Вы сможете написать статьи и составить материалы для сайта проекта, даже сможете написать свою дипломную работу по результатам проекта.
Главные призы
Перечень основных задач и календарный план проекта
4–10 июля 2016 г.
«Креативные мастерские». Летняя школа проводится на базе Института перспективных исследований МПГУ в кампусе «Заветы Ильича» (микрорайон г. Пушкино) – с бесплатным проживанием и питанием.
Сентябрь – Ноябрь 2016 г.
Участие в разработке «Задачника» (Рабочей тетради) для школьников. Онлайн-дискуссии, интерактивные занятия, семинары, круглые столы
Ноябрь 2016 г.
Учебная поездка в Будапешт
Декабрь 2016 г.
Доработка и тестирование задачника студентами-членами проектной группы
Февраль 2016 г.
Выставка студенческих работ «Открой для себя свою Европу!». Презентация проекта и обсуждение его результатов на конференции для преподавателей и экспертов.
Начало марта 2017 г.
Учебная поездка в Брюссель
Организатор программы:
Институт перспективных исследований МПГУ
Контактный адрес: riasmggu888@gmail.com
Оценка конкурсных работ
В указанный срок студентами МПГУ было прислано более чем 60 работ, которые соответствовали техническим правилам конкурса (объём, тема и т,д.). Самыми активными являлись студенты Института искусств, что объясняется скорее всего тем, что проблематика визуализации стоит ближе всего именно к ним, и они уже сталкивались с ней в ходе профессионального образования. Половина работ была подана будущими преподавателями художественной культуры, а другая половина студентами Института филологии и иностранных языков, Института истории и права, были получены работы даже и от Института физики. Мало работ неожиданно пришло от студентов-журналистики и политологов, поскольку для них профессиональная практика проходит не в школах, а организаторы это обстоятельство упустили. Желающие присоединяться к проекту были приглашены работать на мероприятиях волонтёрами.
Оценка конкурсных работ была проведена двумя комиссиями. Первая комиссия включала себя преподавателей кафедры всемирной литературы МПГУ, они оценивали эссе о любимой европейской книге и фильме (эти две темы выбрали больше всех в этой категории), а также и аналитические статьи (их было немного). Вторая комиссия включала в себя преподавателей кафедры художественной графики Института искусств, они рассматривали эссе о любимом дизайнере, о любимом городе, и все фотоэссе.
Обе комиссии проводили оценку по следующим критериям: новизна и актуальность темы; оригинальность работы; качество изложения (язык, стиль); объем эссе, пропорциональность структуры; индивидуальные ценности работы. По всем критериям можно было получить 0-2 балла, в итоге, максимальное количество баллов было: 10. Очень строго проверялось оригинальность работы (все работы были проведены через http://www.antiplagiat.ru/, и в случае нарушений, были исключены из конкурса). Фотоэссе были рассмотрены по аналогичным критериям, с соответственной модификацией, например, вместо «Качества изложения» было оценено качество оформления.
После того, как обе комиссии составили рейтинг 15-15 лучших работ (проходной балл был 5), окончательный список наилучших составила комиссия, состоящая из руководителей проекта: Рустем Гибадулин, Илона Кишш, Ирина Жилавская и Ольга Кулешёва. В итоге, в список они включили 20 студентов: 13 авторов в основной список, и 7 студентов в резервный список (на тот случай, если по тем или иным причинам, кто-то не сможет поехать в «Креативную мастерскую». В ходе оценки работ вызвал дискуссию вопрос, сопоставимы ли работ дизайнеров с филологами, и фотоэссе например, с аналитической статьёй. Поэтому было принято решение дать словесную характеристику лучших работ вместо указания баллов.
Окончательный список был утверждён ректором МПГУ. О результате все студенты были оповещены письменно, после этого прошло неформальное собеседование (с некоторыми студентами, которые находились на практике в другом городе, связывались по скайпу). В результате комплексного процесса и обстоятельного обсуждения работ, сложился список тех, которые получили приглашение в «Креативную мастерскую Жан Монне», в Заветы Ильича, с 4-го по 11-е июля 2016 г.:
Высоко были оценены работы следующих студентов, которые, по разным причинам, к сожалению, не смогли поехать в «мастерскую» в Заветы Ильича: