КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ СЕМИНАР / CONCEPTUAL WORKSHOP

30 марта 2016 г. в загородном кампусе МПГУ в живописном районе Подмосковья «Заветы Ильича» состоялось открытие 7-дневнего концептуального семинара по проекту «Визуализация европейских идей». Это была «мастерская» ('workshop’) идей в настоящем смысле слова: шесть «мастеров мысли» из разных городов Росси и ближнего зарубежья работали постоянно с профессорами, преподавателями нашего университета, а выработанные концепции сразу были протестированы на группах студентов, часть из которых постоянно жила в кампусе, а другая часть приезжала на определённые блоки семинара.

Такая “концептуальная мастерская” была устроена для решения трех основных задач. Первая задача носила функциональный характер. Необходимо было обсудить вопрос, насколько возможно найти определённое место для «знаний о Евросоюзе» в учебном плане средних школ (8-11 классов), или же возможно рассмотреть функцию этого модуля только лишь в качестве т.н. «внеклассной деятельности» школьников, а также, как еще один вариант, эта тема остаётся в качестве индивидуальных занятий для тех детей, которые специально интересуются данной проблематикой.

Вторая задача была сугубо методическая: каким образом можно превратить комплексные, порою абстрактные идеи, понятия, информацию о механизме, структуре Евросоюза в знания так, чтобы они были доступны для целевой группы в возрасте 14-17 лет, с одной стороны, и чтобы они были связаны с опытом детей релевантным образом, несмотря на то, что Россия не входит ни в Евросоюз, ни в Восточное партнёрство, а существующие договорённости о сотрудничестве работают не на постоянной основе.

Третья цель была сугубо практическая: собрать «фокус-группу» из тех студентов, которые готовы принимать участие в программе, тестировать разработки экспертов и преподавателей и готовы сами сформулировать и высказать свои позиции по первым двум блокам вопросов. Для организаторов семинара эта часть была весьма важна с одной стороны, в силу того, что студенты – будущие преподаватели, сами могут столкнуться с вышеупомянутыми вопросами в ближайшем будущем и должны быть подготовлены к таким педагогическим ситуациям, а с другой стороны, в силу своего возраста, они могут дать ответ с другой перспективы, нежели взрослые.

Немаловажно было и то обстоятельство, что поскольку следующим этапом проекта запланирован открытый конкурс для студентов всего университета, то студенческая проектная группа для разработки тезисов конкурса может собирать идеи от самих студентов. 

 

 

Данная многоаспектная структура целей определила и комплексную структуру семи дней семинара. Темы обсуждений в течение семи дней были построены вокруг формирования в целях проекта одной концептуальной проблематики в глобальной системе Евросоюза. В итоге из множества проблем были выбраны именно те, которые в той или иной форме значимы и для российских школьников, а именно:

  1. Отдельный человек и поступок исторического значения: ключевые исторические личности, принявшие участие в создании и развитии Евросоюза от Жан Монне до наших дней.
  2. «Единство в разнообразии»: единый принцип по отношению к разным языкам, культурам, традициям различных национальных и этнических групп, социальных слоев.
  3. Гражданин ЕС и гражданин РФ: аналогии и различия в трактовке прав и обязанностей
  4. Основные права в Европейском Союзе и РФ: аналогии и различия
  5. Принципы функционирования ЕС: соотношение сообщества и государства
  6. Механизмы и институты законодательства и принятия решений в ЕС
  7. Механизмы и институты исполнения и контроля. Роль правосудия

То, что практически все проблематика жизнеустройства в ЕС сопоставима с проблематикой устройства жизни в России, дало студентам дополнительную мотивацию, чтобы лучше понять свою собственную систему через систему другого сообщества, которая сама не является федерацией.

Подход для обработки всех тематических блоков был построен по следующей интерактивной схеме:

  1. Словесный шторм: ведущий данного тематического блока, интерактивным образом собирает ключевые концепты, понятия и термины – совместно с аудиторией даётся определение (этот «карманный словарь” в конце концов войдёт в учебник).
  2. Краткое введение. Эксперты по отдельным аспектам ЕС (Валерий Рыжов: структуры, механизмы, институты; Илона Кишш: права, гражданство «единство в разнообразии) – предоставляют общий обзор темы, с помощью таблиц, инфографики, и других видов визуализации информации.
  3. Сопоставление с российской ситуацией. Эксперты из разных регионов Росссии и ближнего зарубежья дают схематическое сопоставление с ситуацией в России по отдельным аспектам, делая фокус на положении и перспективах школьников и студентов.
  4. Симуляционная игра. Студенты разделяются на две части. Одна из них представляет ЕС, а другая РФ. На основе услышанной информации, они должны «защищать» свои принципы, свою структуру, свои механизмы.
  5. Мозговой штурм: эксперты и преподаватели обобщают аргументацию студентов, и каждый формулирует свое видение того, как можно преодолеть недостатки одних, и перенять опыт у другого для улучшения каждой из систем и их дальнейшего сближения. Данный мозговой штурм не предполагает глубокий понятийный анализ, который может проводить только профессиональный эксперт по вопросам ЕС, а скорее только обобщение личного опыта, формулировку индивидуальной позиции.
  6. Методологическое обобщение: сотрудники и приглашённые эксперты дают методологические рекомендации, как можно данную проблематику превратить в привлекательный и доступный учебный материал.
  7. Культурный контекст: каждый тематический блок завершается каким-то культурным событием – просмотром фильма, прослушанием и обсуждением литературного произведения (новелла, стихи), виртуальной прогулкой в каком-то музее и т.д. для показания того, что выше перечисленные проблемы существуют не изолированно, а в сильном симбиозе с культурой в её узком и широком смысле.

Участники интерактивной концептуальной мастерской и их роль в семинаре

Местные участники

  1. Гибадулин Р.Я., директор ИПИ-МПГУ, руководитель проекта. В самом начале семинара он рассказал о миссии Института перспективных исследований, созданного по Принстонской модели Institute for Advanced Study. Он стал «хозяином» проекта в силу своих основных задач: создать в стране учреждение для поддержки «остепененных» молодых и не очень творчески активных научных работников с целью междисциплинарной подготовки педагогических кадров высшей квалификации - Института в стиле Принстонского института перспективных исследований с чертами соответствующих научных фондов по примеру, например, Фонда им. Александра фон Гумбольдта в Германии. При этом  ИПИ укрепляет международные связи МПГУ и публикационные показатели. Среди приоритетных тем и направлений Проекта: науки об образовании: педагогика, когнитивные и нейронауки, математическое моделирование, новые образовательные технологии

С самого основания в 2012 г. Институт перспективных исследований задумывался как творческая площадка для совместной работы приезжающих экспертов  (кандидатов или докторов наук) с профессорско-преподавательским составом Университета. В 2012-2013 гг. под эту идею и площадку было отреставрировано загородное здание университета на ст. Заветы Ильича в г. Пушкино Московской области, где создана комфортная инфраструктура. Сейчас придается большое значение наукометрическим показателям в деятельности высшей школы, поэтому от лауреатов руководство ожидает отправку и публикацию статей в международные рецензируемые журналы базы Web of Science / Scopus, а также чтение публичных лекций и учебных курсов студентам и магистрантам нашего университета. Предполагается также оформление заявок на совместные гранты научных Фондов, как РФФИ, РГНФ или РНФ. – Так родился и проект по визуализации, в результате работы Илоны Кишш, ставшей сотрудником ИПИ.

  1. Илона Кишш, академический координатор проекта ведёт работу с приглашёнными экспертами и сотрудниками МПГУ, в результате чего она составила программу данного семинара. Она сама ведёт семинар и дискуссию тематические блоки «Единство в разнообразии»: единый принцип по отношению разных языков, культур, традиций, национальных и этнических групп, социальных слоев; Гражданин ЕС и гражданин РФ: аналогии и различия прав и обязанностей; Основные права в Европейском Союзе и РФ: аналогии и различия. Её многолетний преподавательский стаж на русском языке позволяет вести семинар интерактивной и сравнительной методологии. Она отвечает также за «Культурный контекст».
  2. Валерий Рыжов, доцент Института истории и права в МПГУ, обладает многолетним опытом в исследовании и преподавании «европейского права». С 2007 года он ведёт курсы The best practices of the European Court of Human Rights; Еuropean law, Law of the European Union. Он является также автором многочисленных публикаций в этих областях, составлял учебные планы и учебные пособия на эти темы. Его экспертиза была задействована не только на концептуальном семинаре, а также и в ходе разработки учебного пакета. Его лекции на семинаре на темы Принципы функционирования ЕС: соотношение сообщества и государства; Механизмы и институты законодательства и принятия решений в ЕС;  Механизмы и институты исполнения и контроля; Роль правосудия были прослушаны аудиторией с большим интересом, было задано много вопросов.
  3. Ирина Жилавская, профессор, заведующей кафедры медиаобразования и кафедры Юнеско, является одной из ключевых участниц проекта стразу по нескольким аспектам. Она заведует «словесной частью» проекта (это наше внутреннее «рабочее название» для всех тех видов деятельности, которые связаны с правильной и эффективной редактурой текстов). Она, благодаря своей высококвалифицированной экспертизе в области медиаобразования и медиаграмотности студентов, ведёт работу для составления методологического пособия для преподавателей Учебного пакета, для того чтобы и студенты, будущие педагоги, практикующие педагоги, которые уже работают в школах, смогли разработать медиа-контекст обучения данного модуля. Ведь в настощее время без медийной среды, включая соцсети, образовательная деятельность не представима. Она прилагает огромные усилия для того, чтобы выявить отрицательные влияния, и превратить в положительные эффекты возможности медийных средств. Его лекции и мозговые штурмы во время семинара как раз были направлены на эту цель.
  4. Татьяна Владимирова, проректор МПГУ, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, вносит свой профессиональный вклад в проект в целях продвижения его идей, методов и мероприятий в различных форумах как интернет-сайте, печатных изданиях МПГУ так и за пределами университета. Она прилагает значительные усилия для привлечения волонтёров в мероприятия проекта. Помимо этого, она, как ведущий специалист по медиаобразованию, на семинаре прочитала лекцию на тему «Ценностные, когнитивные и профессиональные компетенции в ходе подготовки студентов журналистского профиля», фокусируя внимание на проблемы обучения именно ценностям, обосновывающих идейное единство и разнообразие Евросоюза.
  5. Ольга Кулешёва, доцент кафедры «Начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна» Института искусств МПГУ, является также одной из ключевых участниц проекта стразу по нескольким аспектам, заведует «визуальной частью» проекта, курирует работу студентов из Института искусств, весьма успешно вовлекая их в проект. Она сама имеет 2 диплома («Менеджер государственного и муниципального управления», МГОУ, 2005, и «Магистр дизайна», МПГУ, 2015), и сейчас заканчивает свою кандидатскую диссертацию. Как специалист по медиа- и графической дидактике, вносит огромный вклад в теоретическое и методологическое обоснование проекта «Визуализация европейских идей», и разработку учебных материалов с самими своими студентами на эту проблематику. Во время семинара она активно участвовала и выступала в блоке «Методологическое обобщение».
  6. Гузалия Фазылзянова, директор Института искусств[1] внесла большой вклад в организацию преподавательского и студенческого состава проекта в целом и концептуального семинара. Её обширная экспертиза и выступления по разным визуальным инструментариям значительно содействовали и успешному проведению блока «Методологическое обобщение», подготовке конкурса для студентов, а также и летней «Креативной мастерской».
  7. Константин Зискин, директор Института «Высшая школа образования»[2], с большим стажем педагогической работы школах (учитель физики) и с обширным теоретическим и практическим знанием о методологии преподавания в общеобразовательных школах как в России, так и за рубежом. Его взгляды и видение о применении разных подходов в повседневной преподавательской работе во многом содействовали общей концепции данного семинара. Его выступления в блоке «Методологическое обобщение» вызвали большой интерес и дискуссию. Он эффективно и оригинально модерировал интерактивные блоки  «Словесный штурм», «Мозговой штурм» и «Симуляционная игра».  
  8. Марина Ивановна Никола, профессор и заведующая кафедрой всемирной литературы МПГУ. Благодаря своему почти 40-летнетнему преподавательскому стажу в МПГУ, внесла значительный вклад в методологическое обоснование проекта, фокусируя на возможности использования результатов данного подхода на уроках литературы. Она на конкретных примерах мировой литературы показала, как можно обогатить одновременно взгляды школьников и на образ Европы, и на образ России. Аспект взаимопонимания и адекватного взаимовосприятия без сомнения придаст проекту дополнительную актуальность.
  9. Ильдар Садреев, сотрудник ИПИ, содействовал техническому обеспечению семинара, отвечает за фото и видео съемку событий. Помимо этого, он охотно делится опытом по методике продвижения контента в социальных медиа, а также в области цифровой техники.
  10. Анна Домбровская, доктор социологических наук, сотрудник лаборатории «Социального компьютинга» ИПИ. Она выступила с весьма интересным и важным для концепции проекта докладом под названием «Цифровое детство», акцентируя ответственность проекта и его результатов с точки зрения сбалансированности обучения детей в современном «цифровом пространстве»: https://www.youtube.com/watch?v=ReW2Iv-HrfE&feature=share
  11. Елена Бродовская, доктор политических наук, руководитель лаборатории «Социального комьютинга» ИПИ[3], а также руководитель российской секции «Мирового интернет проекта», политолог, в своём выступлении представила веские аргументы за «интернетизацию» ради «интернационализации». Данный проект, по её мнению, по существу и предмету, связанный с ЕС и его международным восприятием, должен быть органично введён в интернет-пространство и общество.
  12. Наталья Лесконог, сотрудник кафедры социологии и политологии МПГУ, взяла на себя задачу задействовать своих студентов и подключить их к мероприятиям, а также обеспечить при необходимости для них соответствующую консультативную работу. В своём выступлении она дала обзор о ценностных ориентациях студенчества на основе последних опросов.

Приглашённые эксперты

Роль  и функции приглашённых экспертов не ограничивались лишь участием в . работе Концептуального семинара, но они будут выполнять ключевую роль в фазе распространения результатов в последний период проекта. Они будут содействовать тестированию учебного пакета в своём университете,  будут вести презентацию для профильных кафедр, университетских и школьных библиотек. Таким образом, они вносят существенный вклад в устойчивость проекта. – Презентации проектов приглашённых экспертов предоставили также отличную возможность концентрировать концептуальный спектр проекта, и обосновать результатами других университетов из российских регионов и стран Восточного Партнёрства ЕС. 

  1. Елена Владимировна Куфтяк, профессор Костромского госуниверситета, в качестве case study, рассказала о своем проекте «Aспекты нормы и нарушений в первичной социальной интеграции детей и подростков» как неотъемлемой части общей программы исследований по копинг-стратегиям, проводимых в Костромском государственном университете на протяжении последних десятилетий. Она точки зрения своих исследований, дала весьма ценные рекомендации в ходе всего семинара.
  2. Павел Алексеевич Катышев, профессор Кемеровского госуниверситета, представил свой проект «Когнитивно-дискурсивное моделирование вовлечения студентов-будущих педагогов в формирование критических высказываний». Проект посвящен исследованию вовлечения как разновидности речевого воздействия, оценке процесса и результатов его осуществления. В результате выполнения проекта будет разработана критическая методология образования, создана модель вовлечения как социо-, когнио- и дискурсивного феномена. Критический аспект речевых практик студентов и школьников, по единому мнению участников семинара, должен быть включён в концепцию учебного пакета.                             
  3. Эльмира Камаловна Наберушкина, профессор Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина, представила весьма любопытный кейс под названием «Концепция антидискриминационного города как союз социального и архитектурного знания». Проект направлен на рассмотрение ситуации городского гражданства в стратификационном аспекте. В архитектурных практиках порой воспроизводится социальное неравенство и социальная эксклюзия. В наиболее уязвимом положении находятся люди с инвалидностью, иные маломобильные граждане, которые имеют особые требования к городскому пространству, но их интересы слабо учтены в архитектуре. Данный опыт имеет для проекта «визуализации ценностей» не только научно-исследовательскую значимость со своей сильной междисциплинарной методологией, но и сугубо практическую функцию при составлении учебных материалов. Профессор Наберушкина выступала также с чрезвычайно важными комментарии в блоке сравнительной методологии.
  4. Рубин Гафутович Сайфуллин, Доцент Набережночелнинского института Казаньского Федерального Университета представил кейс по анализу «этнополитогенеза французского и польского суперэтносов и прогноз развития Франции и Польши», который относится к области моделирования социальных и политических процессов с целью предсказания будущих социальных явлений. В основу этого междисциплинарного проекта положен ряд социально-экономических теорий, описывающих методологию прогнозирования характера социо-культурной динамики в государстве и в сообществах государств. Рекомендации на основе данного кейса были с пользой встроены во время семинара в концепцию сопоставительной методологии.
  5. Кинорежиссер Евгений Васильевич Цымбал (Мосфильм) как всемирно известный деятель российской культуры и одновременно прекрасный рассказчик, внёс новые аспекты в культурный контекст проекта со своими живыми историями о кинематографии советского и постсоветского периода после вечерних кинопоказов. В своём ценнейшем выступлении он характеризовал визуальный язык кино как образный эквивалент (но не суррогат!) словесного творчества. В ходе сопоставительного анализа творчества Андрея Тарковского и его западно-европейских современников, он остановился на ряде отдельных методологических моментов, которые оказались весьма полезными для концепции проекта. Особенно важно, как можно легче воспринимать европейские ценности и идеи через призму русской культуры. Всех увлекли его рассказ о его опыте работы в течении трех лет в съемочной группе фильма «Сталкер» со всемирно признанным кинорежиссером А.Тарковским. Присутствующие тепло поздравили Е.В. Цымбала с присуждением ему 1 апреля 2016 г. высшей российской кинематографической награды – Премии «НИКА» в конкурсе неигровых фильмов за картину «Валентина Кропивницкая. В поисках потерянного рая».                                  
  6. Елена Райлин, профессор Тираспольского университета и Университета Кишинева (Республика Молдова), автор проекта «Investigating the interdependencies between theory and design of digital textbooks for sustainability», является специалистом в области педагогики высшего образования, в частности, в создании электронных учебников. Её вклад в проект является научно-прикладным, в котором исследованы принципы и нормы создании и применения электронных учебников. Её выступления были восприняты с огромным интересом, ведь проект «визуализация» предполагает и версии электронных учебников.    
  7. Сурен Тигранович Золян, профессор Института философии Национальной Академии наук, Ереван, представил свой уникальный междисциплинарный проект, посвященный когнитивному и филологическому анализу навыков человека для производства словесных высказываний с точки зрения теории текста. Он выполняет данный проект в сотрудничестве со специалистами по описанию генома, которые до этого использовались филологическими терминами как метафорами. Данный подход расширил теоретическую базу проекта. Помимо этого, профессор Золян в ходе семинара выступил весьма ценными методологическими комментариями по поводу переходимости границ между визуальными и словесными высказываниями.

Приглашённые студенты

Студенческая группа Концептуальной «мастерской» была сформирована по трём основным критериям по рекомендации своих преподавателей. Первое, была задача, чтобы группа получилась «мультидисциплинарной», т.е. в ней были представлены студенты разных институтов и факультетов, разных специальностей. Второе, чтобы они были заинтересованы участвовать в проекте в качестве членов «группы поддержки», т.е. они содействовали распространению информацию о проекте, о предстоящем конкурсе и т.д. Третье, чтобы знали какой-то иностранный язык, или имели опыт межкультурного общения, либо обладали специальными навыками в визуальной области. В итоге, на семинар были приглашены 6 студентов:

  1. Герасимова Лидия, студент-магистр по специальности нейробиология, МПГУ. Это у неё будет третья специальность, ранее она училась в Петербургских университетах. Английский язык знает в совершенстве, имеет проектный опыт, и опыт инструктора в разных областях.
  2. Хайдарова Паризот, студент-магистр Института иностранных языков, МПГУ, на отделении английского языка. Родной язык у неё узбекский, живёт постоянно в Киргизии (так владеет и киргизским языком), первый диплом преподавателя английского языка она получила в Таджикистане. Хочет писать позже кандидатскую диссертацию по межкультурной коммуникации.
  3. Светлана Морулева, студент Института филологии МПГУ, отделение русского языка и литературы, владеет английским языком на высоком уровне. Дипломную работу собирается писать по современной европейской литературе. После окончания университета она хочет преподавать в школе, где учатся дети из разных стран.
  4. Дорохова Татьяна, студентка Института искусств МПГУ очно-заочного отделения. Окончила курсы «Фотохудожников» при Институте радио и телевещания Останкинo, курсы каллиграфии и гончарного мастерства. Призер и лауреат российских и международных конкурсов по фотографии и декоративно-прикладному искусству. Является фотокорреспондентом музыкального интернет-портала Muscube, организует и проводит фотосъемки, разрабатывает частные проекты по дизайну. Она готова участвовать волонтёром-фотографом и дизайнером.
  1. Зобнина Мария, студентка Института искусств МПГУ, художественно- графического факультета, очно-заочное отделение. Окончила МОУ Лицей города Лесной. Дополнительное образование получила в Детской школе искусств. Область интересов: графический дизайн.
  1. Дикая Анна, студентка Института искусств МПГУ, факультет художественно-графический, очно-заочное отделение. Окончила школу №1466 им. Надежды Рушевой с углубленным изучением английскго языка, а так же училась в математическом классе. Дополнитеьное образование получила на курсах по подготовке к поступлению в МГГУ им. Шолохова (ныне МПГУ). Области интересов: графический дизайн, мода, интернет, мультимедиа.

[1] До ноября 2016 г.

[2] До февраля 2017 г.,

[3] Данная лаборатория функционировала в рамках ИПИ до июня 2016 г.

Принять участие

Новости