4 июля состоялось открытие «Креативной мастерской Жан Монне» в рамках проекта «Визуализация европейских идей». 14 студентов-победителей конкурса (двое из них смогли остаться не на весь срок) называют её просто «летней школой», хотя в ней мало что похоже на «повседневнюю школу». Есть, конечно, лекции – лучшие преподаватели МПГУ и замечательные иностранные эксперты выступают перед студентами, среди них Отто Рона, уполномоченный министр Посольства Венгрии в Москве, который рассказал группе студентов о том, как же на самом деле произошло присоединение Венгрии к ЕС, он же в то время был одним из делегатов-специалистов подготовительной группы. Секреты прямо из кулуаров переговоров, конечно, все услышали впервые.
Но был полон сюрпризов и ряд других занятий: профессора-социологи Дёрдь Чепели и Анталь Эркень представили ошеломляющие факты по проблематике «национальной и европейской» идентичности в ЕС и отдельных стран, сопоставляя с российскими данными, и сразу сделали экспресс исследование среди участников. Историк Джованни Савино, недавно ещё стипендиант ИПИ ставил на первый взгляд парадоксальный вопрос о том, как формировала Россия Европу в ходе 20 века.
Своим вопросом вызвал небывалый спор. Также как и историк Владимир Шаповалов, который обратил внимание слушателей на то, как сложились отношения между Европой и Россией, и каким образом стал тогдашний Советский Союз неким катализатором европейских процессов. Валерий Рыжов был не в лёгком положении, когда пришлось рассказать о структуре, механизмах, принципах Евросоюза студентам, которые еле спали в предыдующие ночи: ведь обсуждения, разговоры, пения, совместные игры иногда продолжались до рассвета.
И при этом студентам приходилось ещё разработать каждый день определённую дозу текстов: Ирина Жилавская, профессор Института журналистики, находила время лично консультировать всех присутствующих, как составить эффектную новость для разных целевых аудиторий, как убедительно представить себя, как ёмко суммировать мнение о художественных фильмах. Ведь студенты, помимо всего, по вечерам смотрели фильмы из шедевров европейского киноискусства.
Центральным вопросом всё-таки стал следующий: как перевести концепты «Европы» на язык старшеклассников. В этом помог разобраться директор Института «Высшая школа образования» Константин Евгеньевич Зискин, который начал с того, что попросил студентов забыть о том, что это «школьная задача», а воспринять его как элементарную часть наших будней. Сидя на полу, попивая чай, жуя печенье, перебивая друг друга, студенты постарались подойти к этому вопросу именно в этом духе. Свободный креативный дух определил все «художественные» блоки: Гузалия Ильгизовна Фазылзянова, директор Института искусств и ее коллеги, аниматоры, фотографы, вебдизайнеры, графики специального жанра инфографики проводили до позднего вечера эксперименты на тему как освободиться от шаблонов, как выразить себя своими средствами. Даже филологи и лингвисты, которые раньше с такими подходами не сталкивались, активно приняли участие в совместном творчестве.
К последнему дню все они подготовили презентацию об одном аспекте основных прав граждан Евросоюза по «Хартии», которую они изучали вместе с Илоной Кишш. Многие перенесли проблему в российскую ситуацию, делали сопоставления, интересные выводы. Ректор А.Л. Семёнов, посетивший заключительный акт мероприятия, установил: «это уже школа будущего». Высоко оценили результаты работы и независимые эксперты: Сергей Митурич, художник-дизайнер книг, директор издательства «Три квадрата» и Юдит Вертеш, русист и фотограф из Венгрии.
Хайдарова Паризот
Степанян Давид
Ольга Полевская
Новодержкин Николай
Морулева Светлана
Лаврентьева Елизавета
Жаркова Алевтина
Дикая Анна
Белугина Анастасия
Антонова Светлана
Академический координатор проекта Эразмус+ , Профессор МПГУ