Современная система образования в Евросоюзе
“Союз ставит целью содействовать миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов… Он уважает богатство своего культурного и языкового разнообразия и заботится о сохранении и развитии европейского культурного наследия…”
из Статьи 3 Договора о Европейском Союзе
(Маастрихт, 7 февраля 1992 г.)
(в редакции Лиссабонского договора 2007 г.)
Европейская современная система образования модернизируется в соответствии с требованиями, которые диктует мировое сообщество. Её основополагающей целью становится создание человека, способного приносить пользу и эффективно трудиться не только ради своего благосостояния, но и во имя достижения коллективных (государственных) целей. Образование становится главным критерием личностного и профессионального успеха, а образованные люди – создателями гражданского общества, где, прежде всего, важна персональная активность человека, его заинтересованность и компетентность в вопросах экономики, политики, культуры или религии.
Рост конкуренции на рынке труда является одной из основных причин, по которым люди стремятся получать лучшее образование, ведь базовых навыков уже недостаточно. В данном контексте следует обратить внимание на Меморандум непрерывного образования ЕС, который отражает необходимость «обучения длиною в жизнь» (“life-long learning”). Самосовершенствование, профессиональная переподготовка, получение новых знаний позволяют человеку трудиться и развиваться, вместе с тем повышая не только свой уровень жизни, но и работая на благо своей страны.
Казалось бы, ступени, по которым среднестатистический гражданин ЕС поднимается к получению достойного образования, известны и соответствуют российской системе. В таком случае, справедливо задаться вопросом: что делает таким желанным получение «корочки» в Европе для людей со всего мира? Осмелюсь сформулировать свои предположения, возникшие во время изучения источников. Европейская комиссия стандартизировала каждый вид образования, создав прочную нормативно-правовую базу и органы мониторинга, способствующие эффективной работе образовательных учреждений. Начиная с дошкольного, каждый последующий вид образования оказывает огромное влияние на формирование личности. Именно поэтому так важно неуклонное стремление к повышению качества образовательных услуг. Особое место было отведено подготовке высококвалифицированных кадров среди учителей и преподавателей ВУЗов, чей перечень компетенций также был упорядочен (см. ECE (Early childhood education)).
Одной из приоритетных стратегических целей европейской системы образования является обучение европейцев иностранным языкам. Причем, уровень владения ими, исходя из критериев, разработанных Советом Европы, должен примерно соответствовать уровню владения родным языком. Следование данному курсу уже принесло свои плоды. Так, статистические данные начала 2000-х годов показали, что более половины граждан Евросоюза владеют одним иностранным языком, а чуть менее трети опрошенных – двумя и более иностранными языками. В статье «Политика ЕС в сфере непрерывного иноязычного образования» кандидат педагогических наук Е. И. Соколова пишет о том, что в материалах Европейской комиссии появляются такие новые тенденции как диверсификация, виртуализация, открытость, призванные обеспечить успех образовательной политики. Они открывают новые возможности для самореализации, получения знаний в зависимости от индивидуальных особенностей и меняющихся стремлений личности. К тому же, не следует забывать и о культурном аспекте, ведь желание углублять солидарность между своими народами на основе принципа уважения их истории, культуры и традиций декларируется в преамбуле Маастрихтского договора. А, как известно, язык – хранитель национальной идентичности, отражение истории и культуры. Познание языка приближает познающего к нации, говорящей на нём.
Информационные технологии вот уже несколько лет являются частью образовательного процесса в учебных заведениях идущих в ногу со временем стран. Теперь же, когда компьютеризация приобрела столь глобальные масштабы, нельзя не брать в расчет значимость инноваций, способствующих внедрению новых методик преподавания. Ведь именно появление современных устройств позволило сделать образование доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья, для тех, кому недоступно получение образования в традиционном понимании. План компьютеризации Европы находится в стадии реализации.
Современная система образования в Евросоюзе нацелена на успех Человека в контексте социума. Удовлетворение духовной потребности развивающейся личности в получении знаний есть главный индикатор, по которому можно распознать стремление ЕС к улучшению уровня жизни своих граждан, росту числа профессионалов, созданию подлинной демократии и формированию консолидированного гражданского общества.
Бирюкова Мария,
филологический ф-т